19 сентября
2008
written by voff

Вообще, программирование – слишком молодая наука, что бы говорить о каком-то «нашем времени». И в то же время, настолько быстро прогрессирующая, что тут 2-3 года – целая эпоха! И вот что я заметил, программистов становиться все меньше и меньше… Нет, ну не то что бы они исчезают, просто все меньше молодых людей избирают программирование своей профессией. И не потому что не хотят, а потому что не могут! И действительно, сейчас стать программистом гораздо сложнее, чем было в то время, когда я сам изучал основы этой потрясающей профессии.
Сразу скажу, что это не статья из серии «Ах, были времена, люди были умнее, деревья выше, а птицы умели говорить…». Нет, я просто попытаюсь рассказать почему в наше время программистом стать труднее чем 5-10 лет назад.

Большой выбор – это зло!

Решил Вася стать программистом. Что он сделает? Ну во первых он выберет язык на котором ему писать… Но какой? В сети все советуют разное, литературы достаточно по всем языкам, компиляторов, интерпретаторов, сред разработок и остальной фигни на прилавках магазинов хоть отбавляй… В итоге Вася что нибудь да выберет, наугад, подумав про себя: «не понравиться, выберу что нить другое». Так обычно и случается, сегодня Вася читает книжку про делфи, завтра про c#, а после завтра, уболтает бедных родителей купить ему «PHP для чайников». Так и мечется Вася, от книжки к книжке, ища счастье в очередном языке программирования, и надеясь что он то уж должен ему приглянуться…
Причем такое происходит не потому что Вася тупой, непостоянный идиот, который не в состоянии понять основы программирования на каком ни будь конкретном языке, просто у Васи есть выбор, большой выбор, и Вася ищет то, с чего ему легче начать программировать.
В мое время все было не так. Литературы по программированию не было. Вот справочник IBM PC для пользователя – продавался на каждом шагу, а что то серьезное достать было проблемой… В общем свою первую книгу по программированию я совершенно случайно купил в магазине, который торговал даже и не книгами, а компьютерами, это была «Delphi 5 учебный курс» там же продавался и сам Delphi5, и все в одном экземпляре… Вот такие ужасы… конечно я живу далеко не в центральной России… Так что выбора не было, delphi так delphi, пришлось разбираться.

Игры

Игры – это зло! Это прямо наркотик! Все вокруг режутся в online rpg, а наш Вася чо, рыжий чтоли? Ему тоже хочеться прокачать своего персонажа до максимального левела, что бы тот мог использовать заклинание смертоносного веника, сметающее на своем пути всех безумцев, выбравших не тот клан! Этоя к чему? Просто игр в наше время уйма, незнаю, сотни? Тысячи? Когда тут программить? И о чем завтра говорить с друзьями, которые пошли на осаду замка без Васи, а тот, в это время, писал никому ненужные программы, за которые он пока даже денег не получает!
В мое время, все было проще! Инет был дорогой, с друзьями можно было поиграть только в компьютерном клубе, которых было не так много, а дома порубиться в контру с ботами, и по проходить ред алерт первый… Что быстро наскучивало, и на столе вновь появлялась та самая Delphi 5.

Общение

Я имею ввиду общение с более опытными программистами. Программистов в сети много, и многие из них готовы помогать начинающим товарищам, а остальные на все вопросы дают ссылку на гугл. Плохо и первое, и второе. Честно сказать, если ко мне кто-то обращается с помощью, и если могу помочь - помогаю, но! Но дольше всего в голове у человека остается то, что он постиг сам, без посторонней помощи. До сих пор помню как я сидел ночами, пытаясь разобраться как составить правильный запрос к БД, или как сбросить данные в excel… И хотя это было много лет назад, думаю что остановив апач, и запустив делфи, я бы без труда вспомнил все, что постиг в то золотое время… Конечно Вася такой фигней заниматься не будет, он найдет готовый плагин, или попросит помощи у опытных товарищей, и это в какой-то степени правильно, зачем изобретать велосипед, но только не для начинающего!

А вообще

А вообще, все это навеяно разговором с одним человеком, программистом, ему уже за 30, и он уверен что молодежь слишком глупа что бы браться за программирование, и что человечество регрессирует с каждым годом. Нет, я с ним не согласен, всегда будут умные люди, которые будут становиться великолепными программистами, другое дело, что чем дальше, тем больше факторов отвлекает людей от программирования, что ж, тем лучше, пусть остаются только достойные…

Добавить в закладки:

IT

27 комментариев

  1. 19/09/2008

    Может нет стимула?? Ведь найти хорошую работу с большим $$$ трудно.

  2. DeX
    19/09/2008

    Помню был у меня комп, был он старый )))
    игрушки не пахали на нем…
    а вот учится программировать было можно и было интересно

  3. 19/09/2008

    Ага, и у меня тоже самое было… AMD-K6, видюха с двумя метрами оперативки, ISA-шная, и 3D акселератор Voodoo3, который впрочем так и не работал…

  4. 19/09/2008

    Ну я бы не сказал что сложно, хороший программист всегда найдет работу)

  5. 20/09/2008

    У нас в стране, к сожалению, нет хорошей школы программирования. Очень мало хороших преподавателей и еще меньше хороших программистов.
    Зато есть большое количество талантливых самоучек, но чтобы систематизировать их знания нужна практика, а вот ее нет или почти нет.
    Рассматривать веб-программирование как нечто серьезное и фундаментальное нельзя (это мое ИМХО).

  6. trave1er
    20/09/2008

    Хорошая статья, вот лично меня в плане развития подкосили Игры, все свое время с самого детства провел у приставок и компа за ними. Это из за них я бросил вуз и не имею хорошей работы. мне ужо 25, а без игр не могу, ломает прям. В общем это наркомания какая-то.

  7. Диана
    20/09/2008

    Есть С-шники|ASM-щики электронщики, у них до сих пор выбор не широк.

    А если человек не знает, что ему нужно, это не только проблема начинающего программиста. Как и проблема толпы vs. индивидуальности.

    Согласна, созидать люди хотят всё меньше и меньше, ведь что нельзя купить в супермаркете за углом, можно купить в е-магазине с доставкой.

    П.С. ИМХО, большинство MMO*games* не сильно вяжутся с досугом высокоинтеллектуального человека. Вернее постоянная игра АКА прокачка перса. Впрочем, я предпочитаю НЕ компьютерный отдых.

  8. trave1er
    21/09/2008

    Согласен с Дианой по поводу игр, мозг от этих ммо переполняется не нужной информацией и не может выдавать чтолибо вообще интеллектуальное. Если зайти в какойнибудь компьютерный клуб и посмотреть на сборище геймеров в раз желание отпадает играть)), но у мня это до того как я зайду домой, там опять к играм тянет :(

  9. 21/09/2008

    Зачем, зачем опять гнать на web программистов??? Я в статье про них(нас) даже не писал!!!

  10. Iain
    21/09/2008

    Хорошая статья, в тему.. Потому что ситуация именно такая. От себя хочу добавить, государство не заинтересовано в развитии начинающих. Я учил программирование дома, по книжкам, а в техникуме, меня заставляли учить углубленно простые вещи. Доходило до абсурда, типа должен зазубривать все функции паскаля. Основы знаю, а все что нужно- посмотрю в справочнике. Так это при том, что ничего не обьясняют толком, преподы зачастую сами знают меньше чем ты. В итоге, ботаны, которые все зубрили- имели 5. А я хоть и добивался этой оценки- но с трудом.. Т.е ты знаешь больше, мыслишь интересней- а тебя за это лошат сами преподы. Типа ты заносчивый, или самым умным себя считаешь?
    Маразм.. А на перемене или после лент (я учился на “Компьютеры и сети”) думаете с одногруппниками можно было поговорить о специальности? Да нет.. Всем интересно получить 5 путем заучивания и все.. Зачем пытаться все это понять? Ведь достаточно зазубрить.

    Вобщем, я не знаю конечно, как все было раньше (сам молодой еще :) ). Но мне кажется общество деградирует потихоньку..

  11. 21/09/2008

    насчет электронщиков - несоглашусь. Я сам по образованию инженер электронщик, и когда в свое время, с подачи препода, увлекся программированием микропроцессоров, литературы нашел не мало,причем вполне современной… в остальном согласен

  12. 21/09/2008

    Хотел написать про вузы, но не стал, ибо учился на электронщика, конечно факт незнания своей профессии среди будущих программеров видел, но кого в этом винить незнаю, толи их самих, толи преподов… иди разбери… да и кто бы говорил, электронщик из меня тоже не вышел, как ни старались преподы, я забивал на электронику и посвещал время программированию))

  13. 25/09/2008

    Скажу немножко про себя. Я родилась в городке с населением чуть больше 40000 человек, ну и с соответствующим культурным уровнем общественности. Какие программисты, вы что? Тут всё крутится вокруг порта (моряки, торговцы, переводчики). НО! Когда кто-то умный (эх, вспомнить бы, кто это был, да поставить большой-пребольшой пузырь этому человеку) подарил мне в 4(!) года книжку (переводную с японского, кажется), “Мир компьютеров”, или как она там называлась - всё, я пропала. Я ЗНАЛА, кем я буду. Ещё, помню, в первом классе писала сочинение на тему того, кем я хочу стать: “хочу быть прАграммистом” - а учительница начальных классов даже не знала, кто это. А когда пришла пора школу заканчивать, наиболее продыинутые из одноклассников писали тесты по физике на бейсиках-паскалях… я же оформила те же тесты в виде веб-морды на Perl… тут уже в коде ничего не поняла учительница информатики, но не зачесть этот мой выпускной проект не могла :) В общем, к чему я. Главное - понимать, что ЭТО - призвание, что ЭТО - смысл жизни, что это как воздух, который пропитывает всё твоё естество и без которого умрёшь. А синтаксисы и прочее легко в случае чего по справочнику подсмотреть :)

  14. 25/09/2008

    P.S. А “IBM PC для пользователя” за авторством Фигурнова у меня с 11 лет и по сей день на полке стоит. Ибо лучшего справочника по командам DOS ещё не придумано :)

  15. 25/09/2008

    угу, я с AMD K6/2 начинала - не поиграешь, зато как кайфово было на нём в 16 лет разбираться в конфигах Апача… :) До сих пор дома стоит - ибо ПАМЯТЬ!

  16. Диана
    26/09/2008

    Я имела в виду контроллеры, для которых пишут на С||ASM. Впрочем, видала и с Java||Python, но их здорово наши мальчики критиковали ;)

  17. 27/09/2008

    ИМХО, просто следует определятся в каком направлении хочешь преуспеть и изучать соответствующие технологии, я вот определился что хочу писать Web- и Wap-сайты на PHP, сетевые программы на JAVA, что БД использую MySQL…

  18. 07/10/2008

    Однако, определиться гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд!
    Ведь с одной стороны - изучение должны быть интересным, а с другой - должна быть перспектива. А кто же знает какие языки потребуются завтра?Через год-два?
    Это как с бэйсиком, например. Язык-то умер.
    Но автор прав - чем выбора меньше тем проще определиться. Даже вспоминается как в 5-7 классах на правцах на бейсике писали,в школе, в кружке программирония засиживались до 6-7 часов вечера голодными. И выбора сообственно не было - вот тебе компьютер с монохронным дисплеем (зеленым - о, Ужас!) и интерпретатором бейсика и вот тебе учебник, занимайся на здоровье).
    вот сообственно и приходилось. Эх, а сейчас даж не знаешь куда податься.

  19. Kimosabe
    19/10/2008

    Думаю у тех кто постарше было время чтобы успеть наиграться, разобраться в машинных кодах, регистрах просессора, стеке, алгоритмических языках, объектноориентированных, различных технологиях и архитектурах… ну и тп. В результате есть возможность охватить все одним взлядом и сделать правильный выбор. У новичков этого времени мало, приходится все постигать в 10 раз быстрее и менее вдумчиво. Мало но есть.

  20. HID
    19/10/2008

    AMD K6 говорите :) А у меня был AMD K5 с диском на 500 метров, причем был это 2001 год, когда у всех на столах уже стоял P4! Вобщем любимой игрушкой стал Turbo Pascal 7.0

  21. Gravitator
    20/10/2008

    К6, К5 хе-хе… В это время выбор уже был и достаточно неплохой. Вспоминая первый комп: Партнер, символьная графика, полумегагерцовый проц, скока-то там оперативы и магнитофон в придачу, только Бейсик (прямое вбивание машинных кодов которое там было возможно есть акт садомазохизма и было отброшено) и талмуд с завода… И не с кем было посоветоваться вообще, так и сидели разбирались во всем сами…
    За то потом когда появились более совершенные машины, ты уже знал чего хочешь и мог сам подобрать соответствующий инструмент…
    Так что автор прав на 100%, тяжко сейчас что-то выбрать для начала. Когда хорошего слишком много оно превращается во зло…

  22. lex
    21/10/2008

    Я и жена учились на программистов параллельно но в разных вузах. Все спецпредметы для нее делал я. Ее вуз по акредитации был выше(национальный) но уровень подготовки меня поразил: Компьютерная графика - вместо алгоритма Брезенхема -> Фотошоп; Системы САПР - вместо RationalRouse, UML и т.п. -> AutoCad,Pcad ну и т.д.. Достойных маталгоритмов им так и не дали хотя свои конспекты я досих пор берегу. Порожает в образовании еще тот момент что многие предметы не имеют единой программы обучения, преподаватели сами решают что читать советуясь с коллегами с других вузов. Могу только дать совет будущим программистам идти в тот вуз где ваши преподаватели будут с кафедры математиков (типа матмаделирования) а не технари (типа конструкторов,радиоэлектронщиков).

  23. Cosmo
    30/11/2008

    Не языки нужно изучать, а алгоритмы, парадигмы программирования, читать Д.Кнута, Н.Вирта и т.д. Придумывать свои алгоритмы, решать олимпиадные задачи вот путь настоящего программиста.

  24. INT
    27/12/2008

    Что б стать программистом нужно иметь железный характер + знать математику + и думать логично и добиваться поставленной цели.

  25. 05/01/2009

    Во все времена в любой профессии было мало истинных специалистов. И в программировании также. Вузов сейчас много, но многие получают образование для корочки, а не для работы. Тех, кто работает по специальности и стремится что-то делать интересное, намного меньше. Не думаю, что раньше было иначе. Не думаю, что именно сейчас что-то изменилось.

  26. Demitry
    21/01/2009

    Да! В моей жизни был огромный период метания, “За что же взяться”, брался “исследовать” -) и Делфи, и Студию(С++) и Еклипс(Ява) и кучу всего, от этого метания можно с ума сойти. Тут в развитии случай важен.

  27. GaRRy
    22/01/2009

    Demitry

    и за что же ты взлся?

Оставить коммент

ролрл